Прошедшие месяцы Одесский университет жил в ожидании нового ректора. И вот, в конце июля, имя нового руководителя старейшего одесского вуза, наконец, стало известно. Приказом Министерства образования им был утвержден Валентин Андреевич Смынтына – профессор, заведующий кафедрой экспериментальной физики ОГУ. Это интервью Валентин Андреевич дал «Порто-франко» незадолго до начала нового семестра. И конечно же, прежде всего нас интересовал подход нового ректора к студенческим вопросам

– Социальные проблемы нашего студенчества неразрывно связаны с проблемами общества и тождественны социальным проблемам наших преподавателей, ученых и аспирантов. Конечно же, в первую очередь – это несвоевременное поступление финансирования из государственных источников. Можно ли в этом чем-то помочь? Мы думаем о создании фонда социальной защиты за счет средств, заработанных университетом от коммерческой деятельности. Посмотрим, насколько нам это удастся, но хотелось бы сформировать такой резервный фонд, которым мы могли бы перекрывать периоды запаздывания стипендий и зарплат. Естественно, что первым направлением использования внебюджетных средств является и будет являться поддержание функционального состояния наших учебных корпусов и общежитий. В этом году университет практически полностью выбрал те 20% абитуриентов от набора, которые вузы имеют возможность принимать на коммерческой основе, уже те деньги, которые начали поступать, пустили на ремонт учебных корпусов и общежитий. Из этих же небюджетных средств куплено новое оборудование и оснащены новые учебные лаборатории. Это не относится к социальной части, но все же очень важно для того, чтобы студенты могли чувствовать себя на передовом рубеже отечественного образования.

Решение студенческих проблем, невозможно без участия самих же студентов. Какое значение Вы придаете студенческому самоуправлению?

– Я принципиально за то, чтобы роль студенческого самоуправления усиливалась. Последние 2-3 года, с моей точки зрения, наблюдается некоторое смещение в сторону пассивности студентов. Я не исключаю, что одной из причин является экономическое положение, их озабоченность другими вопросами. Однако это неблагоприятно сказывается на самой студенческой среде. Деятельность студентов на факультетах мы, как преподавательский состав, ощущаем очень слабо. Как правило, когда студенческая масса на факультете живет, возникает некоторое беспокойство не негативного свойства, а просто становятся видны проблемы, которые необходимо решать. Такого беспокойства мы сегодня не испытываем, и это негативный признак. Хотя должен отметить, что последние месяцы имеется тенденция к некоторому усилению активности студентов. Стали возрождаться и активно действовать различные клубы в области искусства и культуры. Я приведу в качестве примера творческий коллектив «Белый Звук», он хорошо известен в городе и уже вышел в своей деятельности за пределы университета. Как раз это же творческое объединение стало инициатором областной молодежной конференции. Мне кажется, это будет очень полезная акция именно в культурно-общественном плане, которая способствует самоосознанию молодежью своей роли в нынешней ситуации.

– Существует стереотип, что сегодня руководителей вузов более устраивают пассивные студенты, нежели доставляющие дополнительную головную боль.

– С моей точки зрения, это совершенно неверно. Студенты и администрация — это две части единого коллектива; и равновесие может быть достигнуто только в том случае, когда обе стороны взаимно влияют друг на друга. Если же одна из сторон пассивна, то происходит дисбаланс, который может разрушить стройную структуру взаимоотношений в коллективе. Я воспринимаю студенчество как силу, уравновешивающую деятельность администрации. И конечно же, хотелось бы видеть в студентах конструктивную оппозицию, желающую сотрудничать на благо университета. То, что характерно для студенчества во всем мире. Конечно, оппозиция не должна переходить в обструкцию. Я за то, чтобы студенты были активными.

— Смогут ли студенты ощутить изменения в университете уже в этом семестре?

— Давайте разделим этот вопрос на две части: экономическую и образовательную. Что касается образования, то думаю, что здесь каких-либо резких изменений делать нельзя. Система образования тем и хороша, что аккумулирует в себе многовековые достижения общества и это должно с большой бережностью храниться. Что касается требований сегодняшнего дня, университет на зто довольно оперативно реагирует: введены новые специальности, мы тщательно отележиваем ситуацию и пытаемся учитывать веления времени. В отношении экономической стороны: мы сейчас очень сильно заняты вопросом, как (по крайней мере, для студентов) сформировать фонд социальной защиты. Еще один аспект – это различного рода гранты и стипендии. В частности, наш университет способствовал созданию фонда стипендий для наиболее одаренных студентов и аспирантов, которые в течение семестра смогут стажироваться в выбранном европейском университете. Конечно же, по мере того как будут освобождаться средства от капитального ремонта, мы будем усиливать поддержку студентов. Ведь без студенчества невозможно существование высшего учебного заведения в принципе! Наша профессиональная деятельность — это деятельность, осуществляемая для студентов и благодаря студентам. Мы и существуем для того, чтобы студенты выбирали нас, приходили к нам и учились у нас.

Олег Мельничук

«Порто-Франко», 1995, № 39.