(С проректором по международным связям ОГУ профессором В. А. Смынтыной беседует редактор газеты «Одесский университет» Н. Щербань)

– Валентин Андреевич, недавно Вы вернулись из Италии, где находились, если не ошибаюсь, свыше двух месяцев. Так долго, что кое-кто уже начал проявлять беспокойство – а не «свалил» ли Смынтына за бугор. Извините…

– По-видимому, это исходило от тех, с кем мы мало знакомы. Впрочем, так теперь шутят. Ведь «сваливание» за бугор, как Вы выразились, сегодня считается привычным делом. Но если серьезно, то длительность командировки связана с многоплановостью работ, которые мне пришлось выполнять в Италии. Их можно разделить на два направления — мои контакты по развитию и активизации сотрудничества нашего университета с итальянскими партнерами и собственная научная работа в конкретной лаборатории..

– В Италии наш университет завязал деловые отношения со многими учебными заведениями. С какими из них Вам пришлось поработать наиболее интенсивно?

– Начнем с морского университета в Неаполе, тем более, что ваша газета писала о нем весной этого года. Здесь было проведено два серьезных совещания с моим участием. С итальянской стороны работали проректор Квинтано, профессора Специя и Паче. Нам удалось достаточно четко конкретизировать программу двустороннего сотрудничества. Среди многочисленных предложений с их и нашей стороны, по общему мнению, наибольший научный и практический интерес представляют следующие направления:

– демографическая политика в наших государствах;

– социально-экономические аспекты роста производительности труда;

– система инженерной защиты берегов;

– сенсористика в морских исследованиях.

По взаимному согласию решено провести в Неаполе в феврале будущего года итальянско-украинский семинар, на котором с обеих сторон выступят докладчики по каждому направлению. Таким образом, ожидается восемь докладов, после которых и с учетом их выкладок в рамках рабочих встреч будут окончательно уточнены конкретные исследовательские программы.

Результаты совместных наработок по этим программам решено рассмотреть на аналогичной встрече в Одессе, осенью 1993 г.

Я говорю об этом так подробно, потому что сегодня, если мы хотим иметь реальную отдачу от наших договоров и соглашений, требуется трудоемкая и кропотливая подготовительная работа.

– Какое место в межвузовском сотрудничестве с итальянцами занимает студенческая проблематика? Ведь в конечном счете от того, как будет обеспечена преемственность в научных связях, в значительной мере зависят перспективы развития не только нашей университетской, но и национальной науки в целом?

– Как раз этой проблеме в рамках своих итальянских диалогов я уделял особое внимание. В частности, в Неаполе договорился, что во время работы первого тура семинара, о котором я только что говорил, итальянская сторона представит свои соображения относительно наших студентов и аспирантов в морском университете Неаполя. Речь идет, главным образом, об экономическом факультете. Впрочем, этот вопрос был бы решен нами в ходе нынешней встречи, если бы в морском университете имелось студенческое общежитие.

– Завидую тем нашим питомцам, которым выпадет жребий поехать на учебу в Италию. Но проблема языка, это – не препятствие?

– А это уже забота самих студентов. Кто захочет попасть в число претендентов, тот должен уже сейчас побеспокоиться об изучении языка.

– Между прочим, мы в газете уже давно начали бить в колокола по этому поводу. Поймут ли наши студенты – да и их наставники тоже, – что сегодня без знания иностранных языков в науке, если ты хочешь заниматься ею по-настоящему, делать нечего.

Но вернемся к теме нашего разговора. Студенты каких факультетов ОГУ могут рассчитывать на поездку в Италию?

– Уже в этом учебном году есть такая возможность для студентов физического факультета. Правда, возможность непростая в реализации, но вполне реальная.

– Довелось ли Вам побывать в Салерно? Помнится, в феврале этого года с ректором И. П. Зелинским Вы договорились с руководством этого университета об общих принципах сотрудничества.

– В нынешний мой приезд директор департамента экспериментальной физики Салернского университета потратил немало времени, чтобы в ходе наших деловых встреч найти конкретное решение вопроса об обмене студентами.

К сожалению, итальянские университеты пока не имеют специальных фондов для выплаты стипендий студентам из стран СНГ. Но желание принять студентов из Одесского университета, так же, как и направить к нам своих — огромно. Поэтому мы достигли компромиссного решения: университет в Салерно принимает на краткосрочную стажировку наших студентов сразу же после защиты ими своих дипломных работ. Речь идет о студентах-физиках, которые будут специализироваться по проблемам экспериментальной сверхпроводимости, сейсмологии, динамики нелинейных систем, стохастической механики и теории квантовых полей.

– Можно ли из сказанного Вами сделать заключение, что Вашим стажерам придется ехать в солнечную Италию на собственный счет!

– К сожалению, да. Хотя итальянская сторона обещает найти для них наиболее дешевое жилье и предоставит возможность питаться в студенческих столовых. Все это составит 15-20 долларов в сутки. Так что тот, кто найдет необходимые средства или подходящих спонсоров, уже в этом учебном году сможет отправиться в Салерно. Итальянским стажерам будет предоставлена возможность обучаться на всех кафедрах физики ОГУ.

– Слушая Вас, я ловлю себя на мысли, что почти во всех договорах и соглашениях ОГУ с университетами США и других зарубежных стран наш физический факультет оказывается в привилегированном положении. Я понимаю, что это вполне естественная вещь. Но как другие факультеты – им что-нибудь светит?

– Ваш скептицизм понятен, хотя в действительности ситуация обстоит не совсем так. В данный момент мы ведем речь только об Италии, но поверьте мне на слово, что в договорах с другими странами нередко ведущее положение занимает далеко не физфак. Интересные научные связи развивают биологи и химики.

Кстати, руководство Римского университета, узнав о моем пребывании в Италии, по своим каналам обратилось ко мне с предложением о деловой встрече, которой предшествовала интенсивная переписка по факсу.

Связаться со мной было поручено декану факультета естественных наук Римского университета Лучио Кампанелле, химику с мировой известностью. В ходе трех встреч мы обстоятельно обсудили возможности и перспективы сотрудничества наших университетов. Как Вы догадываетесь, именно химфак ОГУ будет иметь реальные шансы установить взаимовыгодные контакты с Римским университетом.

Между прочим, будучи одним из соредакторов международного журнала «Аналитическая химия», Лучио Кампанелла предложил нашим аналитикам представить свои труды для публикации в этом журнале. Думаю, что у наших химиков найдутся работы, заслуживающие быть опубликованными в столь престижном научном издании.

Свою заинтересованность в сотрудничестве с нами подтвердил и университет в Генуе.

– И все же я возвращаюсь к своему вопросу: а что наши гуманитарии, для них не нашлось местечка под небом Италии?

– Нет, почему же, удачно дебютировал, на мой взгляд, наш истфак. У него складываются обнадеживающие отношения с научно-исследовательским институтом прикладных технологий в области охраны культурных памятников Национального центра научных исследований Италии – аналог нашей Академии наук. Об этом свидетельствует, в частности, только что закончившийся визит в Одессу директора этого института профессора Винченцо Франковилья. С профессором В. Н. Станко итальянский гость обсудил реальные направления сотрудничества, которые и были зафиксированы в официальном протоколе. В апреле будущего года ожидается приезд к нам целой группы специалистов во главе с Франковилья для подписания конкретного договора.

Декан истфака В. П. Ващенко на основании договора о сотрудничестве между ОГУ и университетом в Салерно выдвинул вполне реализуемую идею о приглашении в ОГУ для чтения краткого спецкурса по истории экономических теорий известного в Италии профессора Николо Ди Матео.

Филологический факультет также имеет определенные шансы на сотрудничество с Италией. Так, отделение ассоциации культурных связей Италии с другими странами в Равенне предложило нашему университету направить к ним преподавателя для чтения цикла лекций о взаимовлиянии итальянского и восточнославянских языков XI-XX вв.

– Приятно слышать о приятном. Но так ли уж безоблачны наши отношения с итальянскими партнерами?

– Нисколько не стараюсь приукрасить истинное положение вещей. Трудностей с обеих сторон немало. Есть и досадные вещи. В частности, я пережил немало горьких минут в беседе с профессором Паскуале Персико – директором департамента экономических наук университета в Салерно, который выразил недоумение по поводу недостаточной активности с нашей стороны. Думаю, это слишком деликатно сказано.

– До сих пор мы говорили о связях наших факультетов с итальянскими коллегами. Но ведь в университете есть и наука в «чистом» виде. Я имею в виду подразделения НИЧ. Что удалось Вам сделать для них в Ваших контактах в Италии?

– Как известно, ОГУ заключил договоры с рядом итальянских фирм и научных учреждений, для которых научное сотрудничество имеет сугубо прагматические цели. Немало времени ушло на встречи с руководством Зоологической станции им. Антона Дорна в Неаполе. С директором станции Лучио Карелло и руководителем лаборатории океанографической биологии Маурицио Рибера у нас сразу же установилось полное взаимопонимание: без комплиментарности и излишней манерности мы обсудили их мнения о научных программах, представленных нашим университетом. В разработке этих программ участвовали научные подразделения ОГУ, руководимые В. Л. Базиляном, В. А. Иваницей, Г. А. Кожановой и А. С. Копыловым. По признанию итальянцев, наиболее импонирует им программа В. Л. Базиляна (сектор экологии мирового океана). Это не значит, что другие программы ими отвергнуты. В каждой из них немало ценного и конструктивного. И работа над этими программами – в целях выявления совместимости научных интересов – будет продолжена итальянской стороной.

Особый интерес итальянцы проявили к использованию НИС «Антарес» для проведения совместной экспедиции у берегов Сицилии.

В целом же должен отметить, что итальянская сторона настаивает, чтобы наша совместная программа по своему научному уровню и перспективности отвечала бы требованиям, позволяющим включить ее в виде составной части в одну из магистральных международных программ по Средиземному и Черному морям, в том числе и в те программы, которые финансируются и координируются со стороны НАСА. Думаю, в этом есть резон. А отсюда, как Вы понимаете, и наша ответственность за уровень наших предложений и разработок.

– Помнится, в мае этого года Одесский университет подписал договор с итальянской фирмой СОПРОМАР о совместных исследованиях по экологической программе Средиземного и Черного морей. Договор, как мне кажется, перерос рамки сотрудничества конкретных научных подразделений. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?

– Да, действительно, в ходе работы над договором обе стороны поняли, что эту программу невозможно поднять только усилиями частной фирмы и Одесского университета — столь масштабными оказались научные проблемы и подход к ним. В результате по инициативе ОГУ была организована встреча президента фирмы СОПРОМАР Алессандро Барлаама с министром образования Украины П. М. Таланчуком и первым заместителем министра по охране окружающей среды В. П. Рыбачуком. Правительственные инстанции Украины поддержали идею преобразования договора в межправительственное соглашение по экологии Средиземного и Черного морей. Кстати, в рамках этой программы версия Одесского университета, представленная лабораторией А. С. Копылова, получила позитивную оценку итальянской фирмы. Сейчас этот проект проходит независимую экспертизу в Италии.

Одновременно с этим ведется интенсивная работа над проектом Научного центра экологии моря и готовится встреча на уровне министерств с обеих сторон.

– В нынешний приезд в Италию Вы встречались с Алессандро Барлаамом?

– Продолжением наших контактов с итальянской фирмой СОПРОМАР явилась обстоятельная беседа президента фирмы с послом Украины в Италии Анатолием Константиновичем Орлом, в подготовке которой мне довелось принимать посильное участие. Были всесторонне обсуждены первые результаты сотрудничества ОГУ с фирмой СОПРОМАР, роль университета в этом сотрудничестве. Помимо этой встречи Посол пригласил меня для рабочей беседы о деятельности Одесского университета в Италии. Итогом встреч с Послом и вторым секретарем посольства явилось то, что Одесский университет включен в проект межгосударственного договора о научном и культурном сотрудничестве в качестве одного из базовых вузов Украины.

– Валентин Андреевич, и последний вопрос, ответ на который должен стать логичным завершением нашей беседы: если не тайна — в чем конкретно состояла научная часть Вашей командировки?

– Я работал в Римском научном центре, расположенном в окрестностях городка Монтелибретти, это в 30 км от столицы. Конкретно – в лаборатории рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии института химии материалов упомянутого центра. Занимался исследованиями распределения состава по толщине пленок сульфида кадмия, полученных разными техническими методами, а также установлением закономерных связей между составом поверхности и адсорбционной чувствительности образцов. Эти исследования имеют как академический характер, так и прикладное значение.

Исследования проводились по ранее разработанной мною программе. На период эксперимента в наше распоряжение были предоставлены комплекс машин и компьютерный центр управления экспериментом.

Работали втроем – итальянец Гуидо Регини, литовец Саулус Кашулис и я. В целях наиболее эффективного использования выделенного времени чаще работали в три смены. Обобщенные результаты завершенной части исследований будут представлены на двух международных конференциях – в Модене в декабре 1992 г. и в Больцано – в марте 1993 г. Ожидается также публикация в журнале «VUOTO» (Вакуум). Вот кратко о работе в Италии.

– Благодарю Вас за беседу. Желаю успехов в Вашей деятельности.

Беседовал Николай Щербань

«Одесский университет», 1992, № 19.