Больше месяца Одесский государственный университет провел в ожидании нового ректора. Ожидание это было напряженным и томительным главным образом потому, что кандидатов на должность руководителя одного из самых престижных одесских вузов было несколько. Но вот наконец все волнения позади, и ректорское кресло перестало пустовать, а занял его Валентин Андреевич Смынтына, с которым беседует наш корреспондент.
— Валентин Андреевич, как правило, новый человек заводит новыe порядки. Намерены ли Вы произвести какие-то коренные, революционные перемены в жизни университета?
— Прежде всего замечу, что система образования сама по себе очень консервативна, и слава Богу, это поможет нам сохранить свою культуру, Что же касается Вашего вопроса, то, честно говоря, не думаю, что университет нуждается в каких-то коренных переменах. Качество обучения здесь соответствует европейскому уровню, педагогический коллектив чрезвычайно силен, постоянно ведется серьезная научная работа. А все изменения, которые здесь происходят, – результат многолетних аккумулирующих процессов в развитии общества. Новое время потребовало новых специальностей, и теперь наши студенты могут овладеть менеджментом, изучать фармацевтическую химию, вирусологию и т. д. Странно было, что один из ведущих вузов страны лишен философского факультета, и вот, пожалуйста, этот факультет уже функционирует.
Другими словами, производить кардинальные перемены в вузе такого высокого уровня надо очень осторожно, так как последствия могут быть самыми неожиданными. И, выдвигая свою кандидатуру на роль ректора, я не ставил перед собой задачи разрушить все старое и насадить новое, я просто выделил ряд проблем, которые, на мой взгляд, требуют безотлагательного решения, и собираюсь посвятить им все свое время и силы.
— Что же это за проблемы?
– Прежде всего социальная защита сотрудников университета и студентов. Затем мы планируем добиться официального признания нашего диплома некоторыми европейскими университетами. Эта работа ведется уже давно, мы сравниваем свои программы с программами известных, солидных зарубежных университетов, и могу сказать, что каких-то серьезных различий между ними нет, порой даже наши программы бывают и объемнее, и информационно насыщеннее.
Кроме того, будем пытаться обеспечить нашим студентам достойные условия обучения (имеется в виду оснащение аудиторий, комплектование научных лабораторий и т. д.). Ну и, конечно, никак не обойдешь центральную проблему студенчества – общежития.
— Планы у Вас, бесспорно, прекрасные, но откуда Вы планируете взять средства на их осуществление, ведь Министерство образования не балует вузы особой финансовой поддержкой?
— К сожалению, это в самом деле так. Того, что выделяет нам Министерство образования, едва хватает на зарплаты сотрудникам университета, потому остается единственный выход черпать средства из внебюджетных источников. Они могут быть самыми разными: обучение на контрактной основе граждан дальнего зарубежья, коммерческое обучение граждан Украины и СНГ, привлечение к сотрудничеству различных, в том числе и иностранных фондов, участие в международных программах и т. д.
— Вы здесь упомянули о коммерческом обучении граждан Украины и СНГ. Значит ли это, что постепенно обучение в университете станет платным?
— Ни в коем случае. У нас существует определенный, строго фиксированный процент учащихся, которые могут обучаться за свои средства, для остальных студентов образование по-прежнему останется бесплатным.
Ирина Чичикова
«Вестник региона», 1995, № 43.