Игорь Петрович Зелинский (бывший теперь уже ректор) подал весной заявление-просьбу об уходе по состоянию здоровья. Просьбу министр удовлетворил. И летние месяцы университет жил в ожидании нового ректора. Высказывались опасения, что будет не просто новый ректор, а новый человек, возможно, даже не одессит… Не хотелось этого, что понятно и объяснимо: университет структура сложная, пока человек со стороны разберется.

Первая фраза, которую утвержденный недавно ректор ОГУ Валентин Андреевич Смынтына сказал для газеты, звучала поэтично: «Ни дня я не провел вне стен ОГУ…». Приятный факт.

Предлагаем читателю немного биографических дачных нового ректора и небольшое интервью с ним.

Родился Валентин Андреевич в 1948 году. 1 сентября 1966 года (ректор вполне серьезно сказал, что на следующий год собирается отметить 30-летие своего пребывания в стенах ОНУ) поступил в университет, еще студентом начал трудовую деятельность – лаборантом кафедры экспериментальной физики. От лаборанта дошел до главного научного сотрудника. Был заместителем декана физического факультета, в последние годы был избран профессором кафедры экспериментальной физики. В 1991 году стал проректором по международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности. Теперь В. А. Смынтына — ректор.

– Валентин Андреевич, было ли в Вашей жизни событие, по значимости равное последнему?

– Да. Защита докторской диссертации в 1988 году.

– Говорят, Вас с удовольствием берут в члены различных советов, комитетов…

– Не знаю, с удовольствием ли, но берут. Являюсь членом Совета по газовым сенсорам (это по Украине и СНГ), членом Международного координационного Совета по полупроводниковым преобразователям, членом Европейского комитета «Евросенсор» комитета программы «Nexus», европейского физического общества, действительным членом международной академии компьютерных наук и систем (руководитель одесского отделения)… Давайте закончим. Обычному читателю это, наверное, не очень интересно. Да, кажется, и все.

– Требуемые Министерством данные у Вас были. Но, зная, что университет переживает не лучшие времена, нужно было решиться…

– Согласен, не лучшие времена переживает университет. Но и но худшие. Коллектив ОГУ – мощный научный и интеллектуальный потенциал. Это есть, это будет вне зависимости от экономического положения страны и социального устройства. 130 лет существует университет. Всегда был известен в Европе. С мнением ОГУ считались. Считаются и сегодня. ОГУ в числе первых трех вузов Украины вошел в Ассоциацию европейских университетов. ОГУ приглашен во Всемирную Ассоциацию университетов (мы готовы вступить, отослали документы). Это авторитет. Это признание ученых, профессуры. Уровень подготовки студентов в ОГУ столь высок, что сделает честь любому европейскому университету. Но улучшения, конечно, всегда, могут быть. Думаю, будут.

Что касается материально-технической базы… Мы не самые богатые и не самые бедные среди вузов Украины. Сегодня всем трудно. Учимся зарабатывать деньги, учимся разумно их тратить.

– А конкретно?

– Вводим коммерческую форму обучения для граждан Украины и СНГ, заключаем контакты, зарубежными студентами, работает подготовительное отделение для зарубежных студентов… Активно участвуем в европейских конкурсах, выигрываем гранты. В прошлом году направили в Брюссель два проекта от университета – представьте, оба выиграли, что случается крайне редко. Сотрудничаем с вузами-партнерами и в СНГ, и в Европе, и в Америке. На сегодня заключены более 30 договоров о научном и культурном сотрудничестве с университетами мира. Ежегодно выезжают за границу около 200 специалистов (это немало). Наши студенты стараются получить разные стипендия в других странах. Несколько человек учатся в американских колледжах. Лозаннский, университет (Швейцария) дал четыре стипендии – две студенческие, две аспирантские (уже уехали ребята учиться). Даем возможность студентам пройти языковую практику: принимаем у себя группу, скажем, в 40 человек – с тем, чтобы после поехали наши 20 – но с гарантией, что им оплатят и дорогу, и проживание. 100 –150 студентов выезжают таким образом ежегодно за границу…

– Есть грубоватая, извините, поговорка – «новая метла…».

– Извините, не согласен. Я «метла» не новая. Я из старой команды, которую вырастил Игорь Петрович. Я часть старой «метлы», если позволительно будет так выразиться.

– Чем Ваша программа развития университета принципиально отличается от программ других претендентов?

– Я бы не хотел сравнивать. Программа каждого кандидата хороша по-своему. Сейчас предстоит задача – создать концепцию дальнейшего развития ОГУ. Думаю, что все представленные программы войдут в нее составными частями. Собственно, ядро концепции мы уже имеем (это как раз те самые программы), надо только обработать. Исходить, полагаю, надо из того, что ОГУ – организация неполитическая, это образовательная структура. Это учебное заведение, реализующее государственную политику в сфере образования. Следует учитывать, что ОГУ – классический университет европейского образца и по форме, и по содержанию. Обратите, внимание, ОГУ – единственный вуз в Одессе, который пошел на то, чтобы при университете создать несколько институтов. Тут есть свои плюсы, свои минусы, но это европейский путь развития. Сегодня университет живет в новых условиях, переживает период становления – и не нужно этот период ни замедлять, ни убыстрять.

– Последний вопрос большой газеты о газете маленькой – будет ли жить многотиражка «Одесский университет»?

– Будет. Газету взяли на финансирование из внебюджетных средств (два последних номера вышли уже на средства университета). Мы заинтересованы, чтобы газета жила. Это престижно для университета.

Татьяна Непомнящая
«Вечерняя Одесса», 1995, № 117-118.