Тема этой беседы была обозначена заранее. Потому сразу и появился вопрос: в связи с чем старейший университет Украины меняет свой профиль? Но ректор В. А. Смынтына тут же откорректировал суть перемен: ОГУ сохранил лицо классического университета, а речь пойдет лишь о поиске современных направлений, о новых специальностях, вызванных самой жизнью.

– Во-первых, – продолжает Валентин Андреевич, – множество проблем в нашей стране (нередко тупиковых) требует обновления образования. Во-вторых, средством развития общества, да и страны в целом, являются не экономика и политика, как думают многие, не рынок и частная собственность или еще что-то, а образование и только оно. Это своего рода социально генетический механизм, без которого невозможно развитие жизни. И механизм этот должен быть четко организован, иначе не выполнит своих функций. Поэтому, развивая структуру университета, нужно видеть, что там, за его стенами, кого и как готовить, где предстоит трудиться его выпускникам.

– Раньше, в атмосфере жесткой монополии, с этим было проще, не нужно было ломать голову над этими вопросами.

– Да, в условиях всеобъемлющего администрирования, идеологического ОТК за руководителей вузов многое решали министерства и ведомства. Но всегда ли такая «опека» шла на пользу просвещению? Ведь образовательная система должна быть гибкой, динамичной и оперативно реагировать на потребности извне. Разве вуз не может самостоятельно определить, каких специалистов и сколько готовить? Сегодня такое право у нас есть, мы освобождены от необходимости абсолютно все согласовывать с центром.

– Наблюдая за этой свободой, нередко видишь, как она подменяется псевдоавтономией… А академический звездопад (открытие стахановским методом многочисленных университетов, академий, институтов) зачастую дискредитирует саму идею обновления высшей школы…

– Наш университет имени своего не менял, он сохранил свой классический статус, основу которого, как и раньше, составляют фундаментальные дисциплины – гуманитарно-общественные, естественные. Одним из первых ОГУ был принят в Международную ассоциацию университетов под эгидой ЮНЕСКО. Это говорит об уровне подготовки специалистов, научном потенциале вуза. Тем не менее фундаментальная основа не должна быть застывшим монолитом. Жизнь требует выхода на реальные потребности, тем более что рынок активно проявляет себя и на образовательном поприще. И здесь мы сами должны проявлять инициативу, предлагая образовательные услуги. Для этого нужно хорошо знать особенности региона, свободно ориентироваться на рынке труда. Так, на химическом факультете у нас ведется подготовка по специальности «Фармацевтическая химия», понятно, что с учетом потребностей южного региона. Речь идет не только о специалистах для фармацевтической промышленности, но и о научно-исследовательских разработках, открытиях новых отечественных лекарственных препаратов. Приступили мы и к подготовке переводчиков.

– Но ведь выпускники РГФ (факультета романо-германской филологии) и раньше проявляли себя на этом поприще…

– Правильно, но им приходилось доучиваться, осваивать тонкости своего дела уже в ходе работы. Понятно, что эта специальность предполагает не только глубокое знание языка, но и ряд других профессиональных особенностей – особый режим работы, состояние здоровья, внешний вид и т. д. Каждый может изучить язык, но не каждый может стать переводчиком. Пока мы набрали небольшую группу и считаем, что в Одессе наши выпускники без работы не останутся.

– Известно, что любая новая специальность должна быть пролицензирована. Есть ли в ОГУ проблемы в этом плане?

– Получению лицензии всегда предшествует серьезная работа по научно-методическому обеспечению новых дисциплин, составлению планов, программ. Нынешний статус университета, его творческий потенциал позволяет нам решать эти проблемы. Стараемся делать это своим составом, поскольку располагаем научными кадрами, сильными преподавателями, высоким творческим потенциалом. Хотя не исключен и приток свежих сил. Так, при новой специальности «Международные отношения» (с ориентацией на страны Востока) мы нашли специалистов, которые обучают наших студентов арабскому языку, фарси и т. д. Таким путем пойдем и при подготовке журналистов, будем привлекать опытных представителей прессы, радио и телевидения, особенно когда речь пойдет о практических навыках наших студентов, их самообразовании, адаптации в средствах массовой информации. Ведь многие редакторы крупнейших одесских газет тоже воспитанники Одесского университета.

– А в связи с чем возникла необходимость готовить представителей массмедиа? Ведь вакансиями эта сфера никогда не славилась…

– При открытии того или другого направления мы тщательно изучали особенности и потребности нашего края. Журналистов, как известно, готовят во Львове и Киеве. Но ведь есть еще и южный регион. К тому же число газет, еженедельников, журналов тоже растет, и, судя по их уровню, не всегда они находятся в руках профессионалов. Опять же, ориентируясь на специфику Одесской области, мы начали подготовку преподавателей болгарского языка на филологическом факультете. Уже который год все громко и дружно ратуют за возрождение национальных школ и классов с обучением на родном языке. Из-за нехватки кадров, учебно-методических пособий, учебников часто сталкиваемся на этой почве с образовательными суррогатами. Решать эти проблемы должны специалисты высочайшего класса. Мы установили тесные связи с болгарскими вузами (София, Тырново, Благоевград), где нам оказывают помощь – учебно-методическую, практическую.

– Судя по перечисленным профессиям, университет отдает предпочтение гуманитарному спектру.

– С обретением независимости образование в нашей стране вступило в новый этап своего развития. И хотя новая школа, в том числе и высшая, еще не обрела своего законченного вида (по ряду причин, о которых – отдельный разговор), она изначально формируется под знаком гуманизации, приоритета и свободы личности, демократизации всех сфер образования. Гуманитаризация просвещения – это не только открытие новых факультетов такого профиля, это очеловечивание всех фундаментальных наук. Никогда мы не были так свободны в выборе направлений деятельности, конкретных форм и методов работы. Одновременно появилось множество проблем, которые многими воспринимаются как кризис. Административный, идеологический пресс сменился давлением другого рода, не менее сильным. Экономическая неразбериха, нехватка бюджетных средств, хроническая невыплата зарплаты – все это не может не отразиться на престиже высшей школы. Но кризис этот нужно пережить.

– И выбор дефицитных, престижных направлений – одна из попыток определить свой режим выживания?

– Не только. Сама жизнь диктует нам новые подходы как в организации учебного процесса, так и в ориентации на рынок труда. Мы должны учитывать и конъюнктуру, и предстоящую жесткую конкуренцию в сфере образовательных услуг. Известно, что успехи образования во многом зависят от интереса к нему разных слоев населения. Абитуриентам мы предлагаем престижные специальности: «Международные экономические отношения», «Административный менеджмент». Название последней говорит о подготовке руководящих кадров для разных сфер, будь то производство или госслужба. Что касается первой, то у нее четко выраженный акцент на развитие международных экономических отношений Украины со многими странами.

Эра технологий, информации и коммуникаций является благом для тех наций, которые оперативно осваивают развивающиеся знания, овладевают новейшими специальностями. Этим вызвало открытие еще одного факультета – «Защита информационных технологий».

Мало знать и повторять крылатую фразу: потенциал нации зависит от ее интеллекта – нужно приумножать это достояние. В этом мы и видим главную цель, открывая новые факультеты и специальности.

Беседу вела Вера Ясинская

«Юг», 1996, № 170.