Величественное классическое здание университета на Дворянской, стеклобетонный конструктивизм семидесятых и сталинский ампир учебных корпусов на Французском бульваре…

Смешение стилей, смешение эпох. Но дух, аура, властное обаяние университетского образования не претерпевают изменений и по-прежнему, отвечая на вопрос «Где учился?» – «В ОГУ», испытываешь удовольствие от почтительного «Да-а..» собеседника. В канун юбилея ОГУ мы беседуем с ректором университета, профессором Валентином Андреевичем Смынтыной

– Одесскому государственному университету им. И. И. Мечникова – 135 лет. Здесь учились и преподавали выдающиеся ученые с мировыми именами, совершались великие открытия. Что происходит сегодня, на рубеже веков, в старейшем вузе страны?

– Действительно. ОГУ – один из четырех наибольших и старейших университетов Украины. Фактически, история высшего образования на юге Украины началась с основания по царскому указу Императорского Новороссийского университета. Сегодня в мировом рейтинге среди 75 лучших университетов Земли ОГУ принадлежит весьма почетное 48-е место (уточним, что всего в мире полторы тысячи известных классических университетов).

Если при своем рождении университет размещался лишь в центре Одессы, то сегодня у нас есть сто пятьдесят корпусов и строений в четырех районах города; наши структурные подразделения работают в Южном, Теплодаре, Ильичевске, Белгороде-Днестровскоом, Николаеве, Первомайске. Влияние ОГУ на развитие культуры и науки на юге Украины существенно возросло.

– Валентин Андреевич, о каких структурных подразделениях идет речь? Это филиалы ОГУ?

– Хотя, скорее, это новые технологии образования, разработанные нашими специалистами. Во-первых, система «школа-колледж-университет»: дети начинают обучение по программе университета с 10-го класса и ускоряют свой путь в получении диплома. У них так построена программа, что они на год раньше получают диплом о высшем образовании, при этом и пятилетняя программа выполняется полностью. Это наше ноу-хау, авторские программы. Затем – учебно-научные центры в трех городах. Предполагаем, что они будут созданы во всех стратегически важных с позиций высшего образования районах области. Это значит, что дети могут получать полноценное университетское образование, не покидая родные дома.

– Обучение на местах, в районах, очевидно, изменяет общую ситуацию в них?

– Безусловно. Город пополняется молодой интеллектуальной элитой. Вы знаете, это ведь беда малых городов: мегаполис поглощает лучших их представителей, которые, однако, далеко не всегда находят достойное место в большом, полном соблазнов городе. Существует психологическая проблема: уехав учиться в большой город, не престижно вернуться домой. Значит, ты неудачник, ты не пробил себе место под солнцем. Но ведь это не совсем верно. Удачлив тот, кто сумел увидеть, где можно сделать карьеру, и проявил себя. Благодаря нашей системе лучшие дети города остаются в нем, становятся примером для всех остальных, формируется новый социальный климат в молодежной среде, вырастает в этом климате новое поколение города, с определенными интеллектуальными и культурными ценностями.

– А что же все-таки происходит собственно в мегаполисе, в нашем университете? Что предлагает он своим студентам?

– ОГУ и все его структуры имеют лицензию Министерства образования и науки по IV уровню аккредитаций. Мы готовим специалистов по двадцати направлениям и тридцати двум специальностям. Причем нами не было закрыто ни одного направления, а наоборот, предложены абитуриентам новые.

На первом курсе – сколько детей, столько и мнений о своем будущем, о своей жизни в университете. Получая диплом, они уже объединены тем общим, что дает университет: осознанностью своего положения, пониманием того, как и где применить полученное образование.

– То есть, кроме знаний по специальности, университет дает умение структурировать, выбирать направление?

– Совершенно верно.

– Но что, позволяет выпускникам университета быть уверенными в правильности выбора? В том, что именно это образование приведет их к успеху – социальному, профессиональному и, как следствие, материальному?

– Гарантий этому дать не может никто. Но классический университет, ОГУ, дает, кроме специальных знаний, мощную гуманитарную подготовку. В недавнем интервью министра образования, академика Василия Кременя, прозвучала очень актуальная мысль: «Высшее образование – это, в первую очередь, способ развития личности, подготовки к жизни. Не может быть излишества интеллекта в обществе…» Выпускники весьма конкурентоспособны на рынке труда. Ведь, кроме избранной специальности, они владеют 1-2 иностранными языками, компьютерной техникой, имеют общую гуманитарную подготовку. Еще до распределения, до пятого курса, больше 30 % наших выпускников уже трудоустроены, они учатся и работают. Смотрите, среди выпускников ОГУ – премьер-министры, президенты Академии наук, академики, руководители крупных государственных и коммерческих структур, бизнесмены, литераторы, журналисты… Поименный список наших социально преуспевших выпускников занял бы, пожалуй, весь объем газеты.

– Валентин Андреевич, Вы связаны с ОГУ уже больше 30 лет. Вы прошли путь от выпускника сельской школы до ведущего ученого-физика с мировым именем, ректора авторитетного университета. Стремление к победе – это Ваш стиль?

– Вы знаете, я не могу применить к себе формулировку «стремление к победе». Не было у меня никогда такого желания, и я внутренне не приемлю такую цель жизни – что-то или кого-то победить во что бы то ни стало. Победа ради победы – это ни к чему, тогда надо побеждать каждый день, каждую минуту, и жизнь превращается в такой соревновательный кошмар. Мне всегда было интересно учиться, интересно докопаться до истины. Когда я готовился к поступлению в университет, мне удалось купить сборник задач по физике для поступающих в вузы, который принципиально отличался от того, что было в школе. Решая эти задачи, я совершенно по-другому воспринял курс физики. Этот сборник научил меня самостоятельно, по-новому пользоваться уже имеющимися знаниями, находить ответы на сложные вопросы. Качественная работа, дело, которое мне нравится – вот что заставляет добиваться результатов. Мне интересен мир, который меня окружает, мне интересно жить!

— Валентин Андреевич, пять иностранных языков, которыми Вы владеете: английский, итальянский – свободно, французский, польский и испанский – при работе с литературой, это тоже следствие интереса к жизни? Или желание говорить на одном языке с возможно большим количеством собеседников?

– Все происходило достаточно случайно. Скажем, с польским я познакомился во время студенческой практики в Польше. Мы были месяц в Катовице, и меня раздражало, что я не могу читать газеты. Это послужило стимулом к освоению языка. Потом прочел на польском книгу Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», ну и так понемногу разобрался с польским языком. С итальянским было легче. В 79 году я в числе 20 стажеров из бывшего Советского Союза выехал в Италию. Готовясь к поездке, надо было изучить язык страны. Месяц нас готовили в Подмосковье, в доме отдыха МГУ, а потом, так сказать, «бросили в воду». Правда, потом был еще месяц специального курса в университете для иностранцев в Перудже. Но у меня после всех подготовок сложилось мнение, что для того, чтобы заговорить на иностранном языке, надо просто переступить барьер. Даже двести слов запаса дают человеку возможность общаться на элементарные, конечно, темы. А человек, владеющий запасом из 1000 слов, вполне свободно общается уже на любые темы. Попав дальше в институт для стажировки, я сперва все-таки пытался общаться на английском. Мне охотно отвечали, но общение между сотрудниками шло, конечно, на итальянском. И я потихоньку включился в разговор. Так оно и пошло…

– Начавшийся тогда, в семидесятых, разговор на итальянском языке в 90-х привел к тому, что в Италии открылся филиал Одесского университета…

– Это не филиал. В Италии создан центр высшего образования «Мечников», названный так в знак уважения к нашему университету. Этот центр заключил с нами договор о работе в комплексе. Мы вместе проводим набор студентов, организуем учебный процесс. Комплекс утвержден приказом нашего Министерства образования в 1998 году. Это совершенно новое явление для нашего государства, аналогов нет, и надо было учесть все нюансы, на что мы потратили много времени. Студенты центра «Мечников» будут учиться по программе Одесского государственного университета с помощью наших преподавателей. Так что в Италии тоже будут выпускники ОГУ. А вообще наш университет сотрудничает почти с сорока известными университетами мира, по проектам Tempus-TACIS, программами INTAS, CRDF, НОУ-ХАУ и др.

– Валентин Андреевич, как бы Вы определили формулу успеха?

– Наверное, для того, чтобы прийти к успеху, человек должен быть честен. Сам перед собой честен. По отношению к людям – порядочным. И трудолюбивым. Эти качества не имеют иерархического старшинства.

– Но администратору порой необходимо быть жестким, прессинговать, добиваясь решения стратегической задачи…

– Видите ли жесткость не подразумевает вред людям. Как бы ты не стремился достичь цели, ты не должен навредить. То, что ты делаешь, должно помочь людям. Еще жесткость предполагает недопущение такой ситуации, когда развитие событий отклоняется от заданного направления. Тут важен не диктат, а умение поддерживать обстановку в том состоянии, которое приведет к успеху организации, коллектива. Вот, скажем, достижение экономической стабильности университета. Это была глобальная стратегическая задача. Сегодня можно сказать, что это нам удалось. Если в 1995 году мы заработали всего 400 тысяч так называемых коммерческих денег, то 1999-й завершили с 18 миллионами гривен. Мы не сократили численность профессорско-преподавательского состава. В университете сегодня более 3100 сотрудников. Мы можем говорить об экономической стабильности в данный момент времени. У нас нет долгов по зарплате. Государственное финансирование науки на 60% мы дополняем из внебюджетных средств, зарабатываемых университетом. В частности, за счет коммерческих договоров: 8000 студентов обучается у нас по контракту, всего студентов – 14500. За последнее время в университете открыт ряд новых специальностей: микробиология и вирусология, компьютерные сети и системы, прикладная лингвистика, журналистика, учет и аудит, перевод, философия, менеджмент непроизводственной сферы, международные экономические отношения и другие… Это все актуальные специальности. И у нас есть возможность преподавать их на высоком, достойном университета, уровне.

Скажем, университет имеет 21 компьютерный класс, а это 400 современных компьютеров, 7 лингафонных кабинетов. Научными исследованиями занимаются 14 научно-исследовательских лабораторий, 8 научно-исследовательских центров, 4 научно-исследовательских института.

Исследовательская деятельность – это огромное поле для научного творчества. За последние три года мы вложили в науку почти три миллиона «своих» денег, потому и количество научных работ возросло в два раза.

– Какие наиболее интересные научные работы проводились в последние годы?

– Интересные для читателей или для ученых? Ведь есть ряд узкоспециальных тем, упоминание которых вызовет несомненный интерес специалистов, но не захватит читателей газеты. Поэтому назову те научные разработки, которые достаточно известны: выявлена золотороссыпная Азовско-Черноморская область, обнаружены участки и подсчитаны запасы морского тонкого золота в промысловых концентрациях. Разработана интерактивная компьютерная программа обучения интонациям на иностранном и родном языках. В преддверии дачного сезона упомяну и технологию малотоннажного производства микробных способов защиты растений и борьбы с кровососущими насекомыми, наши биологи открыли новый для науки вид беспозвоночного реброплава в Черном море. В области нейрофизиологии получены новые данные о механизме коркового эпилептогенеза. Или вот еще – создана искусственная оболочка для офтальмологических протезов-имплантантов. Это малая часть того, что разработано, открыто, исследовано в наших лабораториях и институтах, и только в области прикладных разработок. Не стоит думать, что научные достижения ОГУ остались лишь в летописях вместе с именами Мечникова, Сеченова, Ковалевского, Заболотного… Кстати, всех, кого интересуют научные достижения и открытия, догадки и прогнозы на XXI век, приглашаем на профессорские лекции. Это давняя университетская традиция, возрожденная нами в этом году. Ведущие профессора университета ежемесячно будут выступать в актовом зале ОГУ на Французском бульваре с лекциями для жителей города.

Как видите, совершенствуя технологии, мы остаемся верны традициям классического образования, традициям, которые и делают университеты истинным фундаментом цивилизации.

– Благодарю Вас, Валентин Андреевич. Многие лета ОГУ!

Беседовала Алла Гудзенко

«Комсомольская правда в Украине», 2000, № 84