Ректор ОНУ им. И. Мечникова Валентин Андреевич Смынтына – доктор физико-математических наук, автор более 300 научных работ, основатель лаборатории сенсорных электроники и технологий, Международной компьютерной академии. В. Смынтына – член Всемирной ассоциации президентов университетов при ЮНЕСКО.
Глобализация определяет развитие современного мира. Утверждение новых технологий делает возможным получение товаров и услуг из любой точки Земли. Становясь все более открытым, мировое сообщество нуждается в профессионалах должного уровня, которые, независимо от гражданства, могли бы объединиться в эффективные команды для решения производственных или научных задач. Чтобы построение новой модели мира не превратилось в возведение Вавилонской башни, профессионалы должны говорить на одном языке. Владеть общим культурным, научным кодом, который позволит им понимать друг друга.
Код этот задается образованием и, как жизнь на Земле вышла в свое время из океанов, так и процесс глобализации берет начало в высшей школе. О роли университета в интервью с ректором Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, академиком Валентином Андреевичем Смынтыной.
– Валентин Андреевич, насколько актуальным является процесс интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство?
– Сегодня Европа живет без границ, свободная миграция трудовых резервов предполагает унифицированность требований к специалистам. Единые профессиональные требования позволяют обеспечить высокую производительность труда. Успех в реализации стратегических и тактических задач зависит от уровня образованности населения страны. Поэтому главная миссия университетов – дать качественное образование, учитывающее перспективы и тенденции развития государства и мировых экономических процессов.
Безусловно, украинская национальная система образования – одна из лучших в мире. Об этом свидетельствует множество научных школ, обладающих признанным мировым авторитетом. Победы наших школьников и студентов в мировых интеллектуальных первенствах также подтверждают наличие серьезного потенциала страны. Но речь, собственно, не столько о достоинствах украинской системы высшего образования, сколько о подготовке к процессу сопоставления её с общеевропейской системой. (Заметим, что «общеевропейская система» – термин условный, каждая страна обладает своей спецификой в подготовке специалистов.) Болонская хартия, подписанная ОНУ им. И.И. Мечникова в 2003 году, как раз и является стержнем унификации систем образования, приведения к единому знаменателю комплекса образовательных услуг во всех странах. Присоединяясь к Болонскому процессу, Украина, наряду с другими странами европейского сообщества, устанавливает общие критерии оценки знаний, общие учебные планы и программы. При этом, конечно, не утрачиваются национальные, духовные, культурные особенности образовательного процесса.
Но объем знаний – и в количественном, и в качественном выражении – будет соответствовать единому критерию, принятому всеми странами – участницами Болонского процесса. Собственно, этот процесс в Украине начался уже давно, мы видим, как реализуется программа изменений в средней школе, элементы европейского подхода внедрены во многих классических университетах. Так что вхождение нашей высшей школы в европейскую систему высшего образования – логический шаг.
– Унифицированная система подготовки кадров позволит задействовать их в производственных процессах любой страны. Не приведет ли это к «вымыванию» профессионалов из Украины?
– Вне всяких сомнений, унификация высшего образования – это фактор, который откроет границу для миграции трудовых ресурсов. Поэтому, развивая нашу систему высшего образования в целом и устремляясь к интеграции в европейское пространство, мы не должны забывать, что необходима трансформация экономической и политической систем. Должен быть привлекательным не только выезд наших специалистов за рубеж, но и приезд специалистов из-за рубежа – на те вакансии, которые, в скором будущем, надеюсь, появятся в Украине.
– Университеты готовят интеллектуальный фундамент общества. Коль скоро мы говорим об обществе открытом, интегрированном в европейское пространство, стоит вспомнить и о той роли, которая отводится университетам при установлении межгосударственных связей
— Как развиваются отношения между государствами? Как начинается сотрудничество? В основном, на базе установления контактов между образовательными, культурными учреждениями. Образовательная часть контактов на межгосударственном уровне всегда способствовала установлению впоследствии более тесных экономических, политических связей. Наши украинские вузы достойно справляются с этой «дипломатической» миссией. Скажем, в нашем университете им. И.И. Мечникова на сегодняшний день заключено более 90 договоров по партнерству и сотрудничеству с вузами разных стран (для сравнения: в 1991 году таких договоров было 19). Среди наших партнеров Турция, Болгария, Франция, Италия, Китай, Германия, Польша и многие другие. Недавно мы подписали договор о межуниверситетском признании дипломов аспирантов с университетом итальянского города Бари. Это качественно новый этап в совместной подготовке специалистов.
– Неоднократно участие ОНУ в духовном развитии общества отмечалось наградами самого высокого уровня. В частности, блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир наградил вас орденом Рождества Христова, золотой юбилейной медалью. В конце 2003 года вы были удостоены аудиенции Папы Иоанна Павла II в связи с награждением вас орденом Золотой крест святых апостолов Петра и Павла. Вы также были удостоены звания профессора Академии апостолов Петра и Павла. Что послужило поводом для этой награды?
– ОНУ им. И. Мечникова более 20 лет сотрудничает со многими университетами Италии, с рядом светских и религиозных итальянских организаций. Украинские и итальянские студенты и преподаватели за годы сотрудничества смогли познакомиться с научной деятельностью, общественной, культурной жизнью вузов обеих стран. Такие университетские обмены способствуют распространению научных знаний, демократизации общества в целом. Полученная нами награда вручается указанной академией за вклад в создание гуманного общества, основанного на истинных ценностях – вере в Бога, братской любви; общества, строящегося на справедливости, равных правах каждого человека и во имя мира. Действительно, ОНУ, как и любой другой вуз, проповедует гуманистические идеалы.
– Вручение Вам награды католической церковью свидетельствует, что служение добру не имеет границ. А служение науке?
– Известно, что законы движения электрона не зависят от идеологий. Независимо от того, жестки или эластичны границы между государствами, всегда существует поток обмена информацией между учеными. В настоящее время наши лаборатории стали более доступными для зарубежных ученых, а их лаборатории – для нас. Сегодня вы не найдете в Европе ни одной авторитетной лаборатории, где бы представитель Украины либо какой-нибудь из стран СНГ не вносил свой вклад в развитие мировой науки. Хорошо это или плохо? С одной стороны, мы говорим об «утечке мозгов», и это как бы снижает потенциал нашего государства. Но если исповедовать идеи глобализма, то это скорее хорошо. Посмотрите, как в спорте: спортсмен мигрирует по всему миру, проявляя себя там, где ему предлагают лучшие условия. Почему яркий ученый, не обеспеченный должными средствами для исследования, должен загубить свой талант? Почему ему не реализовать свой научный потенциал и создать теорию, прибор, аппаратуру, которая, в итоге, будет служить человечеству? Потому, говоря о развитии земной цивилизации как самосогласованной структуры, заметим, свободная миграция интеллекта по планете – туда, где он сегодня наиболее востребован, целесообразна. При этом государство должно учитывать общемировые тенденции и создавать необходимые условия для развития интеллектуального потенциала на своей территории. Ведь именно научные открытия и достижения обеспечивают экономическое благополучие страны.
Алла Ковешникова
«Зеркало недели», 2004, № 5