Университет шагнул в третий век своей жизни. О достижениях прошлых столетий, о роли нашей alma mater истории образования и науки, о выдающихся выпускниках вуза, а также о его будущем мы беседуем с ректором ОНУ академиком В. А. Смынтыной.

– Валентин Андреевич, что бы Вы назвали самым важным в каждом из этих трех веков – XIX, XX и XXI вв. в жизни университета?

– Менялись века и календари, менялись эпохи, названия государств, менялись социально-экономические и политические устройства державы. Неизменными остаются успехи наших студентов в области образования. Более 150 000 человек закончили наш университет. По размерам это достаточно заметный областной центр на территории современной Украины. Среди студентов, которые вышли из стен нашего университета, преподавателей, которые здесь работали, – Нобелевские лауреаты, лауреаты государственных премий, президенты и вице-президенты Академии наук. Сегодня в высшем органе государственной власти работают 5 народных депутатов – выпускников нашего университета. На пороге 140-летия мы должны вспомнить славные имена академиков А. В. Богатского, Д. К. Заболотного, Н. Ф. Гамалии, П. П. Ширшова, профессора Н. Д. Зелинского и других выдающихся личностей, которые служили нашему университету.

– Значит, главным достижением университета и в XIX, и в XX, и в XXI вв. являются студенты, которых он выпускает?

– Безусловно, именно студенты, которым университет дает возможность покорить профессиональные вершины, – это цель нашей деятельности, наше сегодня и завтра.

– Как Вы считаете, отличается ли преподавательский, профессорский состав XIX в. от профессорского состава XXI в.?

– По персоналиям, конечно, отличается, но неизменным остается высокое качество преподавания по меркам уже античного, можно сказать, ХIХ века и высочайшее качество преподавания по меркам сегодняшним. Тяжело сравнивать успехи студентов и преподавателей на протяжении полутора столетий. Давайте сравним за ближайшие 10 лет. В 1995 году в университете было 20 лауреатов всеукраинских конкурсов и ни одного лауреата европейских и всемирных студенческих интеллектуальных олимпиад. Ныне же, во-первых, количество студентов возросло в два с половиной раза и достигло отметки 21 тыс. человек, а, во-вторых, среди них в четыре раза больше стало лауреатов всеукраинских, европейских и всемирных олимпиад. Последние несколько лет наши ребята с завидным постоянством выигрывают первые, вторые, третьи места в интеллектуальных европейских турнирах. Посмотрите газету «Освіта», где сейчас публикуются победители студенческих олимпиад 2004 года, многие специальности пестрят победами студентов ОНУ. Для того чтобы подготовить таких студентов, должен быть хороший уровень преподавательского корпуса. В 1995 году у нас было 95 профессоров и докторов наук, а сегодня – 170. Кандидатов наук, доцентов – около 800. Видим, что идет рост университета, при этом качество образования осталось стабильным, и это отражается на успехах наших студентов.

– Говоря о научных школах, можно ли сказать, что их количество увеличилось со времени создания университета?

– Можно. Количество научных школ, конечно же, измеряется присутствием в университете ученых выдающегося класса. Если мы посмотрим в историю, снова на 10 лет назад, то научных школ было значительно меньше, чем сейчас. На сегодняшний день у нас 29 научных школ. Произошли и качественные изменения. Еще недавно средний возраст доктора наук приближался к 60 годам, сегодня у нас есть и 30-летние доктора. Молодые ученые делают наш университет современным.

– Какие, с оглядкой на все вышеперечисленное, можно было бы сделать прогнозы на ближайшие, если и не 140 лет, то хотя бы полвека жизни?

– Известно, что основой любой цивилизации являются церковь и университет. Поэтому, безусловно, как и любой другой классический европейский университет, наш вуз имеет большие перспективы. Главное – реализовать тот потенциал, которым мы обладаем, успеть сделать как можно больше полезного для развития отечественной науки и образования. Судьба подарила нам счастье работать в этом коллективе, нужно только уметь этим счастьем распорядиться. Хочется, чтобы пришедшие после нас могли гордиться нашими делами и достижениями.

«Одесский университет», 2004, травень