В.А. Смынтына. Ректор Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. Известный ученый в отрасли физики и техники полупроводников, сенсорной электроники и технологии. Доктор физико-математических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники Украины. Член отборочной комиссии «Евросенсор» и член бюро европейской программы «NEXUS», член Всемирной и Европейской ассоциации ректоров.

Только человеку досталась эта счастливая способность: из современности видеть дороги, пройденные предками, и все те далекие пути, которые будут обживать потомки…

Идя на встречу с Валентином Андреевичем, уже выбравшись из «картинной галереи» городского сада, уже проходя мимо бывшего моего родного общежития на Пастера, вроде бы действительно услышал я голос старого друга, выпускника нашего же, Мечниковского, университета Владимира Яворивского. Услышал, вспомнил, и не случайно снова вынырнули из памяти, из тех далеких уже лет размышления о том, что упомянутая способность пройти дороги и предков, и потомков — не случайный подарок природы, не привередливый «жребий судьбы», а самая честная награда за тысячелетие неутомимого труда рук и мысли, за выстраданную человеческую мудрость и Доброту.

Должен говорить более конкретно о Валентине Андреевиче Смынтыне, а потому вернусь к столичному изданию: «Лауреат Международного открытого рейтинга популярности и качества товаров и услуг «Золота Фортуна». За личный вклад в интеллектуальное развитие современного общества отмечен международной наградой имени Сократа, а в начале нынешнего года — медалью «Ділова людина України…» —

Согласитесь: благополучие любой страны или нации действительно определяется ее интеллектом. Одесский национальный университет имени И. Мечникова — высшее учебное заведение, достойно выдержавшее испытание на стойкость и профессионализм. Теперь оно является очагом поиска и усовершенствования интеллектуального потенциала, разветвленной и развитой системой слагаемых учебы. Кроме основной базы в Одессе, работают учебно-научные центры в Николаеве, Южном, Херсоне, Ильичевске и Белгороде-Днестровском, в Теплодаре. Кроме этого, созданы комплексы «школа-колледж университет», действующие в пяти городах. В этой высококачественной, испытанной системе уже теперь получают образование две с половиной тысячи студентов!..

Этот шаг нелегко дался и самому ректору университета. Правду не спрячешь: многие ученые-практики стремились отговорить Валентина Андреевича от малознакомых новшеств. Некоторые жаловались, что система два года в. колледже и три года — в университете не оправдает «солнечных» надежд. Скептиков, как всегда, хватало, но команда ректора формировала убеждения не на счастливых случаях и стечении обстоятельств, а на проверенной, хорошо обдуманной программе единомышленников. Валентин Андреевич, с первого курса постигая университетскую систему обучения и образования, был убежден: университет имени Мечникова — это самая развитая образовательная структура, — это заведение, выполняющее роль научно-просветительского центра международных масштабов: три учебных института, десять факультетов, три учебно-научных центра и колледж. На восьмидесяти кафедрах нынче работают 154 профессора и 759 кандидатов наук, готовящих специалистов по тридцати трем специальностям! Забот у ректора действительно предостаточно. Еще несколько цифр: в аспирантуре Одесского национального университета им. И. Мечникова — 548 молодых ученых, совершенствующихся по 85 специальностям. Ежегодно приходят в студенческие аудитории, научные центры около 30 новых кандидатов наук и более десяти докторов наук.

Разве не красноречивый факт — если в 1995 году (замечу, когда на должность ректора был избран Валентин Андреевич) «умных машин» было в университете только около двухсот, то нынче — их шестьсот и еще пятьдесят! На большинстве факультетов функционируют по два компьютерных класса, а в институтах математики, экономики, механики и на факультете физики — по четыре-пять. К тому же оборудованы по самым современным критериям и требованиям два лингафонных класса.

А компьютерный читальный зал с выходом в Интернет? А библиотека с четырьмя миллионами томов?

— Естественно, — говорит Валентин Андреевич, обсервируя университетскую жизнь во всех плоскостях и сложных структурах, — классический университет — это действительно не только обучение студентов, но и сложный и совсем-совсем не одноизмеримый научный поиск. «Комплекс науки», как шутя называют разветвленную систему четырех научно-исследовательских институтов, восьми научно-исследовательских центров, 14 лабораторий и пяти музеев мирового уровня, — явление действительно уникальное.

Объем работ упомянутого университетского научного центра — свыше двух с половиной миллионов гривень…

Вопросов к ректору у меня еще было предостаточно, но, но… Валентина Андреевича уже «ждал» поезд на Киев. Дела, дела, дела.

-Уже и на свое Таирово не успею, — вздохнул он, посмотрев на часы. — Хорошо, что хоть с утра захватил. Как угадал…

А потом, когда уже в моих окнах стемнело, и над старой акацией засеребрился рог луны, дошла очередь до звукозаписи. И слушал я приятный тембр, выразительный, щедрый на живописное слово голос Смынтыны и опять возвращался туда, на Татарбунарщину… А еще — в Вишневое. И — в Тузлы…

Вот вроде оживают они на любительском фотоснимке — Валя Смынтына и его друг Владимир Дидоров… 26 мая. 1966 год. Перед соревнованиями.

А это — вырезка из районной газеты «Колгоспне слово». Фотоснимок и текстовка: Валентин Смынтына сделал «полный вдох», энергичный разбег – высота взята!..

Еще один «документ»: «Праздник Октября студент физического факультета Валентин Смынтына встречает отличными успехами…»

А еще несколько страничек из старой записной книжки… «Математика — Черненко Анатолий… Физика — Валерий Григорьевич Бацко… Биология – Любовь Савична Раздорожная…»

Он помнит их и сейчас. За всеми ежедневными заботами, в этой тяжелой изнурительной беготне. Ибо он действительно спешит. Валентин Андреевич еще мечтает. Искренне, приветливо улыбаясь, говорит: «Я мечтаю. Как же по-другому?..»

Действительно же — как?..

Не спешите, пожалуйста. Я вам еще кое-что хочу сказать. Это важно. Без этого, считаю, мы не имели бы такого ученого, И такого ректора.

…Старенькая полуторка, надрывая малосильный двигатель, едва тянулась по разбитой степной дороге. С плетеной корзиной на коленях Татьяна Алексеевна (в девичестве Шевченко) сидела в кузове, заваленном какими-то ящиками и железками. В кабине, Валя видел это, дремала еще женщина с младенцем.

Наконец въехали в Тузлы, улица была разбита, домики почти полуразрушены, но все же было не так страшно, как в той бесконечной и холодной степи.

Лил дождь. Машина злостно надрывалась, колеса, смешивая грязь и битый камень, крутились, как сумасшедшие, но послевоенная полуторка стояла недвижимо.

Еще с той далекой памяти и с той страшной дороги запомнил полуразрушенную церковь. Кроме нее, спрятаться было некуда.

В церкви было пусто, тихо, а в самом высоком тусклом оконце ворковали почти невидимые голуби. Ласково и жалобно смотрели на Валю чуть-чуть прорисованные (а скорей всего обсыпанные со штукатуркой) лики святых. С грустью смотрела на маму Богоматерь, и, ревностно наблюдая за ее глазами, мать присела на мокрую лавку…

Почему это осталось в памяти? Когда, как и почему этот дождь и покорный мамин взгляд то и дело, возможно, только на один миг возникало это видение только тогда, когда он думал о матери?.. Видением прекрасным и тревожным светилось в мальчишечьем сознании из далекого бытия, заставляло биться серце тревожно и взволнованно — как будто и сам весь погружался в эту бесконечность…

Он родился в селе Вишневом… Правда, под теми вишнями Валентину долго раскачиваться не суждено было, потому что судьба сельского учителя Андрея Дмитриевича Смынтыны на всю жизнь простелила дорожку в Тузлы, того же таки Татарбунарского района.

Нелегкие это были годы для семьи мудрого и добропорядочного учителя, который любил и настоящую высокую науку, отдельно же — педагогику, так и работу не менее трудную, которая требовала души нежной и сострадательной, к труду на земле.

Та земля и те узловатые виноградные пни выламывали руки и сгибали спину, но и заставляли ненасытно искать пути незатоптанные, а родники незамутненные равнодушием, завистью и ленью.

Божья воля — обдарить человека трудолюбием и любовью. Любовью к селу и к высокому месяцу в небесах. Уважением к человеку незаметному, как перепел, незаметному для ока суетного, но человеку, который делает землю родную и красивей, и щедрей.

Забуду об осмотрительной последовательности — загляну на много лет вперед: уже в студенческие годы, уже где-то с той поры, когда Валентин Смынтына был лаборантом кафедры экспериментальной физики у «прямого своего начальника» Виктора Васильевича Сердюка, он, из тузловской своей школярии «меченый» интересом к физике, любил повторять тычиновское: «Товариство, яке мені діло, чи я перший поет, чи останній?!..»

А еще: «Стояв серпень високого тембру…» Потому что, жадный к красоте, к чувствам действительно глубоким, юноша был способен откликнуться на слово теплое и живое, заметить над хатами и деревьями не только пыль, — но и могучие степные фрески неба. Андрей Дмитриевич учил обоих сыновей не только словом, вернее — малословием. Это мама щедро сеяла самые приятные слова — как цветущему дереву, так и соседке, которая, бывало, и поздороваться забудет. Татьяна Алексеевна и обидеться на умела. Вот только глаза становились мучительно печальными. Жалела тех, кто со злостью жил. Сочувствовала-таки… Сочувствовала. Жалела… Потому что желала им добра. Всем… Семья Андрея Дмитриевича не была очень богомольной. Ну, конечно же, Рождество Христово, ну Пасха, или же Троица. Под сердцем держалось самое дорогое. Это уже потом, потом…После пятьдесят третьего. Может, еще и позже, позже… Потому что в Законе Божьем есть глава о необходимости добрых дел, в которой сказано, что «недостаточно только добрых чувств и желаний, необходимо еще и творить те добрые дела…»

Передо мной на рабочем столе телефон настоящего трудолюба-зодчего. В руках Валентина Андреевича — бронзовая статуя богини Фортуны с серебряно-сияющим мечом…

* * *

– Деятельность на посту ректора не поднимает ученого на Олимп академической беспристрастности, а скорее, вызывает необходимость критического самоанализа, глубокого понимания того, что требования времени перманентно наиболее целесообразны и такие, которые требуют усовершенствования также постоянного, — замечает один из авторов биографического словаря «Профессоры Одесского Новороссийского университета»… Сам Валентин Андреевич считает, что тезис о необходимости этого «неусыпного ока» самоанализа, немного даже гиперболизированного стремления самоусовершенствования • явление не только целесообразное, но и безусловное.

Критерий его жизни – истина.

(Президент. весн. — 2002. — 28 февр.)

Алексей ШЕРЕНГОВОЙ, писатель