Незадолго до встречи с В.А. Смынтыной в редакцию «Одесских известии» пришло письмо из Татарбунарского района. В нем рассказывалось о жизни Тузловского интерната, об успехах и нововведениях. Но начиналось оно с благодарности и воспоминаний об одном из лучших директоров этой школы — Андрее Дмитриевиче Смынтыне. По мнению автора письма, это была светлая личность — прекрасный педагог, талантливый руководитель. Рядом с этим человеком, своим отцом, жил и рос Валентин Смынтына, о котором спустя тридцать лет скажут почти то же самое: — «Это один из лучших ректоров вузовской Одессы. Одаренный ученый, способный организатор…»

Понятно, что о любом ректоре можно услышать немало лестных слов. В такое кресло глупые, бездарные и недалекие люди, как правило, не попадают. Но даже при многих достоинствах легко ли запустить в движение огромный образовательный маховик, каким сегодня является Одесский национальный университет? Тем более что восемь лет назад, возглавив этот вуз, В.А. Смынтына принял его не в лучшем виде. На одном былом величии, воспетых традициях авторитет старейшего университета уже держаться не мог. Старым стенам нужен был новый, крепкий фундамент, основа для возрождения. Но процесс обновления — это не только поддержка всего лучшего, общепризнанного. Кто-то должен был сильно рвануть вперед, встряхнуть коллектив, вывести его из состояния кризиса и оцепенения.

…Когда-то районная газета опубликовала портрет Валентина Смынтыны, лучшего спортсмена школы, взявшего новую высоту на спортивном поле. Теперь перед ним была новая планка, только на образовательном поле, порядком запущенном и заросшем сорняками. Это был 1995 год. Высшая школа — ещё не пришла в себя после многочисленных рыночных экспериментов и финансовых неразберих. Преподавателям месяцами не платили зарплату. Многие из них уходили из вузов в поисках лучшей доли, а точнее, заработка. Упал престиж образования и среди молодежи, диплом перестал быть заветной мечтой многих выпускников школ. Вот в такой непростой обстановке В.А. Смынтына стал ректором вуза. К этой должности он пришел, конечно же, не с пустым багажом. Доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель лаборатории сенсорной электроники и технологии… Проректор по международным связям, основатель Международной академии компьютерных наук и систем…Видный ученый-физик, в совершенстве владеющий английским, итальянским языками. Свободно читает на французском, польском, испанском… Именно его приглашают читать лекции в лучших университетах Италии, Франции.

Тем не менее выборы нового ректора имели неоднозначный общественный резонанс — сомневающихся и скептиков было немало. Впрочем, ничего удивительного в этом нет.

— При всех его заслугах он был менее известной фигурой, чем другие претенденты на ректорскую должность, — вспоминает тот период А.В. Запорожченко, проректор ОНУ. Многие почти ничего не знали о его административных задатках, способностях освоить новый арсенал идей…

И первые три года коллектив настороженно следил за новыми веяниями, не всегда адекватно воспринимая замыслы и предложения ректора. Но кто сказал, что бывают большие дела без больших, трудно-высокие должности без огромных, порой сверхчеловеческих усилий? И поэтому Валентину Андреевичу Смынтыне пришлось преодолеть, пожалуй, самый трудный этап в жизни — укрепления собственного авторитета в глазах коллег и сотрудников.

— Это дано не каждому, — говорит И.Н. Коваль, директор института социальных наук ОНУ. — Нужно иметь организаторские способности от Бога, чтобы собрать людей буквально на развалинах, повести за собой, внушив им надежду на успех.

Сегодня можно смело, открыто сказать, что эти упования не только оправдались, но и превзошли все ожидания. В настоящее время Одесский национальный университет – один из лучших вузов Украины, получивший международное признание. Одним из первых он был принят в Европейскую, а затем и Всемирную Ассоциацию университетов. Любые итоги — это всегда цифры. Назовем главные из них: количество студентов возросло при ректоре Смынтыне почти вдвое, вместо девяти факультетов появилось семнадцать подразделений и структур, а эффективность аспирантуры увеличилась на пятьдесят процентов. По количественным показателям — это все равно, что открыть еще один вуз в Одессе.

— Нашему ректору присуще одно редкое качество, — рассказывает Е.А. Черкез, профессор, зав. кафедрой инженерной геологии. — Я бы назвал это чувством будущего, которым владеют в основном ученые. Действительно, В.А. Смынтыну всегда отличает нестандартный ход мыслей, умение находить выгодные судьбоносные решения. Взять хотя бы учебный комплекс «школа-колледж-университет» — первый в Украине. Уникальный эксперимент, который обеспечивает равный доступ к образованию всех школьников, защищает сельскую молодежь, улучшает социальную атмосферу в глубинке. Мне часто приходится общаться с педагогами и дирекциями сельских школ. Если и знают вузы в отдаленных селах и малых городах, то в основном — Одесский национальный университет. И не случайно В.А. Смынтына любит повторять, что у подлинной науки нет периферии, там где настоящий ученый, там и ее центр. Наука у него — на первом плане, лишиться ее, значит, опуститься в пропасть невежества и одичания. Вот почему в университете создана атмосфера творческого горения, научного поиска.

Ни в одном вузе Одессы, а может быть, и Украины, вы не найдете таких благоприятных условий для молодых ученых. Процесс омолаживания ученого корпуса идет быстрыми темпами; защита кандидатских диссертаций в 27 — 28 лет здесь не редкость, а докторами наук становятся и в 30 лет. В год защищается в среднем тридцать кандидатов, которых сегодня в ОНУ уже сейчас 800 человек. «Ученым можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан» в этой шутке заложен глубочайший смысл. По мнению В.А. Смынтыны, саморазвитие невозможно без интеллектуального поиска. И обучение в аспирантуре логически должно завершаться научным трудом. Можно расценить это как требовательный максимализм, а можно и как настоящую заботу о студентах, их духовной субстанции. Но материальная сторона здесь имеет не меньшее значение. Где, допустим, молодому аспиранту изыскать средства на издание научной монографии, реферата, на проведение лабораторных исследований? А на поездки на международные симпозиумы, конференции?

— Не было случая, чтобы кто-либо получил отказ, обращаясь при этом за финансовой помощью к ректору, — рассказывает проректор ОНУ по научным вопросам В.А. Иваница.,- Валентин Андреевич считает необходимым лично встретиться с каждым аспирантом, узнать о его проблемах и потребностях.

Не осталась в стороне и многотысячная армия (21000 чел.) студентов. В ОНУ учреждены стипендии имени выдающихся ученых для самых пытливых и способных (имени Богатского, Ланте, Витте, Драгоманова). Лучшие получают также именную ректорскую стипендию. Понятно, что и по сей день финансовые интересы остаются болезненными и проблематичными для любого вуза. Но ректор Смынтына, в свое время проявив настойчивость и принципиальность, предложил направлять финансовые потоки для поддержки масштабных перспективных проектов, а не многочисленных мелких частных структур, которые, по его мнению, ничего общего с благополучием коллектива не имеют. Благодаря такой стратегии, мы первыми среди одесских вузов вышли из кризиса, — рассказывает профессор ОНУ Е.М. Черноиваненко. — И хотя ремонт — дело дорогостоящее, постепенно преображаются корпуса, аудитории. Недавно зашел в нашу старейшую научную библиотеку и порадовался красоте — выкладывают мрамор…Что ж, высоким целям всегда сопутствует высокая внутренняя культура. И многие коллеги, единомышленники Валентина Андреевича Смынтыны, отмечают его интеллигентность порядочность и совестливость. В университете не припоминают случая, чтобы он вышел из себя, повысил на кого-либо голос, спровоцировал конфликт. По словам самого ректора, он «не видит в этом никакого смысла, ибо со всеми можно работать». Нужно только узнать достоинства человека, его сильные стороны. Значит ли это, что из университета не уходят люди? Конечно, уходят. Кто-то одержим карьерой и ему предложили кафедру в другом вузе… Другой загорелся идеей открыть что-то свое, новое… Так что не стоит паниковать и ложиться на рельсы. Идет естественный процесс кадровой миграции, характерный для вузовского города, каким является Одесса. И почему бы, наоборот, не гордиться тем, что именно университет, его кадры дают толчок к открытию новых вузов, факультетов. В свое время на этой базе появились два института — медицинский, экономический…

Как видим, во всем ректор Смынтына умеет выделить главный смысл, обо всем имеет свое собственное мнение. Он, как и раньше, одержим масштабными идеями и проектами и больше говорит о том, что предстоит сделать. Хотя в университете и есть 1000 компьютеров, начата работа над созданием единой компьютерной сети. Беспокоит ректора и здоровье студентов, а значит, нужно решать вопрос с общественным питанием оно должно быть быстрым, дешевым, и, конечно, качественным. В ближайших планах и трансформация, модернизация сокровищницы — научной библиотеки, где среди миллионных томов хранятся старинные издания и редкие ценные книги. Добавим к этому активное участие ОНУ в областной программе «Региональная инициатива» только на экологические работы в районе острова Змеиный ОНУ выделил 250 тысяч гривень! А если вспомнить, что ко всему В.А. Смынтына — депутат облсовета и председатель одной из постоянных комиссий (по образованию, науке, культуре, спорту и молодежи), то можно представить диапазон его влияния и личной ответственности.

Технический профиль, а Валентин Андреевич по-прежнему читает лекции студентам и руководит кафедрой экспериментальной физики, сказывается на характере человека. Считается, что «технари» — люди сухие, замкнутые, неэмоциональные. Этого не скажешь о ректоре Смынтыне. Да, внешне он спокойный, сдержанный человек, умеющий рассудительно говорить и содержательно молчать. Но те, кто знает его поближе или общается с ним в неформальной обстановке, подмечаюти другие качества — тонкий лиризм, неистощимый юмор и даже сентиментальность. Рассказывают, что своему предшественнику И.П. Зелинскому он всегда выделял машину, когда у профессора появились проблемы со здоровьем и возникла такая необходимость. Он всегда с благодарностью вспоминает своих родителей, у которых учился трудолюбию и самодисциплине. Восхищается своим первым научным наставником — доцентом Константином Константиновичем Демидовым, который ввел его в большую науку. С нежностью говорит о своей дружной семье — жене Жанне Петровне и дочери Елене, у которых всегда находит и совет, и любовь, и взаимопонимание. Мне часто приходится наблюдать за Валентином Андреевичем на заседаниях совета ректоров. Заметно, что когда выступает ректор Смынтына, зал мгновенно стихает, ловя каждое сказанное им слово. Потому что мысль у него всегда опережает это самое слово. Потому что в отличие от других он всегда умеет распознать самый главный смысл природы вещей, из которых складывается жизнь.

(Одеc. известия. — 2003. – 5 июня).

Вера ЯСИНСКАЯ